Сравниваем Edge ED PRO68MX и Edge ED PRO83MX

Сравниваем Edge ED PRO68MX и Edge ED PRO83MX
Что-то в последнее время часто задают один вопрос насчет "эстрады" – когда есть смысл выбрать 8-дюймовые динамики, а когда лучше ставить 6,5-дюймовые. А действительно, в чем принципиальная разница при прочих равных? Решил посмотреть, как это выглядит на деле и в цифрах. Первыми подвернулись динамики Edge. Естественно, из одной и той же серии.

Забегая вперед, скажу, что они оказались немного своеобразными, и не все различия между калибрами видны наглядно. Поэтому в последующем продолжу подбирать "эстрадки" разных калибров и смотреть в чем их разница. 

КОНСТРУКЦИЯ



Как и полагается динамикам одной серии, в конструкциях различия минимальны. Одинаковые корзины, одинаковые по профилю и материалу диффузоры. Гофры диффузоров тоже можно было бы назвать одинаковыми, но у 8-дюймового ED PRO83MX он чуть шире и трехволновый, а у 6,5-дюймового ED PRO68MX чуть поуже, и только 2 рабочих волны, от третьей осталась только половинка. Хотя конкретно здесь это не настолько принципиально. 

А вот моторы разные – у 8-дюймового он построен на магните с внешним диаметром 135 мм, а у 6,5-дюймового динамика он 122-миллиметровый. Катушки в обоих случаях 2-дюймовые, такие могут переваривать приличную для "шириков" мощность. 

ИЗМЕРЕНИЯ



Как всегда, снимаю обязательный набор параметров: 

График зависимости импеданса от частоты. Синяя кривая – Edge ED PRO83MX, зеленая кривая – Edge ED PRO68MX

Edge ED PRO83MX (8 дюймов): 

  • Fs (собственная резонансная частота) – 76 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 14,0 л
  • Qms (механическая добротность) – 11,31
  • Qes (электрическая добротность) – 0,45
  • Qts (результирующая добротность) – 0,44
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 19,8 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 8,5 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,5 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 93,4 дБ



Edge ED PRO68MX (6,5 дюймов): 

  • Fs (собственная резонансная частота) – 99 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 4,8 л
  • Qms (механическая добротность) – 10,69
  • Qes (электрическая добротность) – 0,63
  • Qts (результирующая добротность) – 0,60
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 15,5 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 7,3 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,5 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 90,8 дБ



На первый взгляд, низкая по меркам "эстрады" резонансная частота обещает неплохие способности играть хотя бы верхний бас. Но это только на первый взгляд, все оказалось не так просто. 

Магнитные системы у них достаточно сильные, такие значения BL, скорее, подходят для какого-нибудь небольшого легкого сабвуфера. Вроде бы это хорошо, но это же не сабвуферы, это широкополосники. Низкое значение электрической добротности Qes потянуло за собой и снижение результирующей добротности Qts. Посмотрите, для большого динамика получилось вообще 0,45. Раскрыть возможности таких динамиков – это надо еще постараться. Рассмотрю каждый из них в отдельности. Начну с "восьмерки". 

Edge ED PRO83MX (8 дюймов) 

Если заставить играть их просто на объемы дверей, по нижнему краю рабочего частотного диапазона будет ранний спад АЧХ, верхний бас они будут играть неохотно. Получить жесткий панч будет сложновато. 

Но низкая Qts позволяет поставить динамики в корпуса. Расчет говорит о том, что оптимальный объем ЗЯ для них будет всего 5-6 литров. Здесь тоже засада – зажимаем динамик в объем и опять никакого выигрыша по нижней части диапазона не получаем – эффективно они начинают работать лишь от 140-150 Гц. Так что и ФВЧ в усилителе настраивать для них нужно никак не ниже. 

Есть, правда, еще один интересный вариант – фазоинвертор. В объеме 10 литров с портом, настроенным на 70 Гц динамик офигенно и без напрягов начинает работать уже от 85-90 Гц. Неплохо, да? Возьмите на заметку, если захотите вдруг домашнюю систему сделать. Но как реализовать это в машине? Смотрите, среднестатистический объем двери 35-40 литров. Хорошо укрепляем ее хотя бы вибродемпфирующими материалами. Делаем жесткую обивку с подиумами под 4 динамика и крепим не на дохлые пластиковые пистоны, а надежно и герметично на болты... Смекаете? Фазик в дверях – вот что можно попробовать с этими динамиками! Причем порты-то получаются короткими – под четыре динамика нужно два порта диаметром 7 сантиметров и длиной всего сантиметра 4. Естественно, это только для ориентира, на конкретную дверь может получиться и по-другому, нужно считать. И не забыть настроить ФВЧ в усилителе как минимум герц на 100, чтобы динамик не ушел в разнос. 

В общем, подытожу. Если ставить Edge ED PRO83MX на объемы дверей или в ЗЯ, то динамики не являются мидбасовыми в привычном понимании, но их можно смело называть среднечастотными с расширенным вниз диапазоном. Герц от 150-200 они спокойно заиграют, а их перегрузочная способность – лишь вопрос грамотной настройки. А если не боитесь трудностей и готовы на радикальное укрепление дверей, подумайте насчет превращения дверей в ФИ. Если все сделаете правильно, результат может оказаться очень интересным. 

Edge ED PRO68MX (6,5 дюймов) 

Вот вроде бы динамики меньше габаритами, а с такими параметрами в дверях будут играть примерно так же, как и 8-дюймовые. Смотрите, резонанс у них выше, но и добротность более подходящая. Вот и говорите потом, что параметры знать не обязательно. А можно для них и отдельные объемы выгородить – в 4-5 литрах на динамик будут играть от тех же 140-150 Гц. В общем, получилось почти то же самое – среднечастотники с расширенным вниз диапазоном частот. Разве что в фазике для них особого смысла нет. И чувствительность у них немного поменьше, что вполне логично (хотя и не маленькая, все же за 90 дБ выходит). 

Измерения АЧХ подтвердили догадку – по нижнему краю динамики почти что одинаковые. А вот по верхнему краю оказалось все не так просто: 

Синяя кривая – АЧХ Edge ED PRO83MX, зеленая кривая – АЧХ Edge ED PRO68MX

Как видите, до 1,2-1,8 кГц всё просто шикарно, а выше – как будто приглушили. Все, что выше 4-5 кГц можно не смотреть – там корявости в любом случае начнутся, динамик переходит из поршневого в модальный решим работы. Но в любом случае интересно, обычно от "эстрады" ждешь крикливости, а тут – наоборот. 

И по всему получается, что сращивать с твитерами оба динамика нужно в районе 2 кГц, ну максимум – 3 кГц, а на это способен не каждый высокочастотник. Добавлять еще одну полосу? Скорее уж просто твитер покрупнее подобрать – такие обычно пошире диапазон частот имеют. Главное, не забывать сопоставлять чувствительности.

ВЫВОД



Если одним словом, то динамики капризные. Бездумно воткнуть их в двери и думать, что "вот-вот ща-ща заиграет", наверное, не очень правильно. Чтобы заиграло, нужно тщательно подбирать и остальные компоненты. Это не мидбасы в обычном понимании, но в сравнении с обычными среднечастотниками играют намного ниже. Это плюс. И универсальны к объемам, в которые их можно установить, это еще один плюс. Для 8-дюймового так и вообще можно фазик соорудить. А вот начиная с "верхней середины" и выше по частоте играют неохотно, и это минус. Но его можно обойти подбором подходящих твитеров и грамотной последующей настройкой системы. Впрочем, главное, что теперь возможности динамиков известны, а уж как их использовать – совсем другое дело. 

Статья с сайта CARMUS

Теги: edge

Оставить комментарий

Все поля обязательны для заполнения

Имя:
E-mail: не публикуеться
Комментарий:

Категории блога

Последние комментарии

Популярные статьи

Свежие статьи

Архив блога